Вопрос:Наше сознание и тело – это сложнейшие системы, для абсолютного познания которых не хватит времени всех живших когда-либо на Земле. Если соединить время их жизни, то оно окажется каплей в море. Один только атом содержит 10-15 миллиардов оболочек, и на каждой из них записана информация, которая составляет часть знания Вселенной. Для ума это непостижимые величины. Ум останавливается, он впадает в прострацию, он в недоумении. Это действительно вне ума. У ума нет умения работать с этой глобальной информацией.
Когда я хочу сосредоточиться на своем внутреннем мире, меня часто одолевают навязчивые мысли. Что делать в этом случае? Как от них избавиться?
Но другое дело – сознание. Сознание справляется с тем, что уму недоступно. Определенный уровень сознания позволяет проникать в Величайшие тайны Вселенной, но сознание ума статично без ума. Ум как динамическая функция сознания может вносить коррективы, интегрировать, синтезировать, развивать.
Как в хорошем конструкторском бюро конструкторы являются движущей силой, а надстройка – только задает тему, чтобы решить те или иные проблемы, "узкие места" производства, так и наше сознание задает уму работу по текущим проблемам.
Целая сеть обратной связи – сознание-тело, тело-сознание подают уму различные сигналы, чтобы обеспечить процесс жизнедеятельности. И когда он нарушается, то тело довольно требовательно (в виде болевых сигналов) пытается привлечь туда ум для решения сложных вопросов выживания. Я уже говорил ранее, что состояние любви при условии конструктивного творческого подхода и направления внимания, как правило, решает эти проблемы лучше, нежели альтернативные действия извне. Например, лучше погасить воспаление активизацией внутренних сил организма, чем принимать антибиотики, наносящие микрофлоре кишечника большой вред.
Часто тело хочет решить проблему внутренними резервами, но сознание наполнено противоречивой, неверной, негармоничной информацией, требующей корректировки извне.
Когда вы просто вяжете, читаете газету, смотрите фильм, сознание набирает информацию, причем не только обусловленную вашим вниманием или тем, что происходит в вашем теле, но и обо всем, что происходит вокруг. Эта информация так или иначе затем будет использована сознанием в моделировании того, что называется ЖИЗНЬ, со всеми ее аспектами: физическими, энергетическими, психическими.
Когда вас одолевает навязчивая мысль – не спешите избавиться от нее. Она, как и боль, может нести важную информацию. Не обращать внимания на боль тела или души было бы несправедливо и неправильно по отношению к ним. Ведь тело ждет помощи и обращается к вам, как к Богу. Если Бог останется равнодушным к вашим мольбам, то вера в Него исчезнет, и некому будет поведать наши чаяния и надежды. То же может случиться и с телом. Не получив вашей помощи, оно будет страдать от чувства ненужности, обреченности и бессмысленной суеты в этом мире. Навязчивая мысль может быть сигналом о нерешенной проблеме, проблеме, решенной неправильно, или о ситуации, которая может стать проблемой. В любом случае абсолютное игнорирование или поведение, будто их не существует, есть неправильным.
В своей книге "Интегральная йога" Ауробиндо Гхош рекомендует созерцание таких мыслеформ. Но это при условии, что вы уже ведете праведную жизнь, то есть прошли первую стадию йоги, предусматривающую вашу внутреннюю и внешнюю чистоту и порядок жизни.
Если вас уколоть иголкой, то ничтожно малый участок (по отношению к площади всего тела) сдоминирует ваши чувства до такой степени, что заглушит все остальные ощущения. Ведь болевой сигнал такого рода активирует ум на определение ситуации: что это – агрессия, конфликтная ситуация или опасность.
Но если мы знаем, что происходящее заранее предусмотрено для какой-то благой цели, то мы (например, от процесса иглоукалывания) можем получать даже удовольствие.
С вашей психикой происходит то же самое: неправильная эмоциональная реакция, в этом случае, может оказаться причиной болезни, правильная – оздоровления, а мудрая – способна сформировать совершенно неожиданные состояния.
Но если все-таки в данный момент вам нужна медитация, а навязчивая мысль не дает покоя, позвольте ей проявиться в сознании без всяких препятствий с вашей стороны. В этот миг она как бы замирает, мысль ждет вашего решения. Вы должны отнестись к ней со всей серьезностью, как человек к человеку. Вы говорите ей: "Что ты хочешь? " или "Сейчас я не могу предаваться рассуждению на эту тему, но через 20-30 минут (в зависимости от того, сколько вы собираетесь медитировать) я готов буду рассмотреть этот вопрос". Тогда проблема не проваливается глубоко в недра подсознания, потому что вы не гоните ее прочь, не бежите, как от прокаженного, не делаете вид, что ничего не случилось, просто сейчас не время. Есть порядок мышления, помогающий вам быть сознательным в мире. И то, что ум открывает нам в минуты расслабления сознания, нельзя отвергать и подавлять. Это может быть важным сигналом для более внимательного отношения к создавшемуся положению дел.
Пример. В магазине есть санитарный час, обеденный перерыв, переучет. Есть определенный порядок: продавец должен обедать, время от времени сверять выручку. Иначе такой процесс, как торговля, просто бы не состоялся. Но когда продавец нарушает порядок, "не чист на руку", и проверяющий выявил это, то и еда, и отдых перестают быть полноценными, в голове беспрерывно моделируются всевозможные варианты выхода из кризисной ситуации. Теперь отсутствие полноценного отдыха и питания разрушают здоровье продавца и его торговлю.
То же самое с нашим умом. Ум нуждается в порядке и правдивом отношении с окружающим миром, иначе он будет болен и сделает больным ваше сознание.
Если вы уже САДХУ – отрекшиеся от привязанностей к материальному миру ради духовного поиска, если вы практикуете САТВУ, а именно: спокойствие, доброту и чистоту, то навязчивых мыслей, мешающих сосредоточению, будет все меньше и меньше. Как у честного продавца.
Отсутствие привязанности к внешнему миру постепенно и естественно начнут погружать вас вовнутрь, ввергая ум в непрерывный поток самоисследования – ДЖНЯНА-ВИЧАРА, когда учение становится образом жизни. Отныне они неразделимы и естественно приводят человека к самореализации. В Индии их называют САХАДЖА-ДЖНЯНИ.
Сознание начинает испытывать блаженство – ЧИТ-АНАНДА. Оно приходит к такому состоянию естественно, контролируя биохимию тела в нужных для этого параметрах. В этом состоянии вы можете снять с себя последнюю оболочку, затмевающую вашу Истинную Природу.
Это оболочка (причинное место МАЙИ) – неведение, вводящее в заблуждение. Это все еще иллюзия истинной жизни, хотя вы и можете получать многочисленные удовольствия.
Когда оболочка МАЙИ рассеется, растворится, откроется сфера блаженства – АНАНДА – МАЙЯ – КОША. Так учат древние ведические знания.
Только в блаженстве появляется возможность успокоить свой ум и практиковать глубокие погружения.
Используя АНТАР-МУКХА – обращенность ума вовнутрь, созерцая и медитируя над сердечным центром в виде практики ХРИДАЯМ – местопребывания Истинного, подлинного "Я", возникает непосредственное переживание АТМЫ – Вечного "Я", вы испытываете состояние, называемое АПАРОКШАНУБХУТИ.
БАХИР-МУКХА – обращенность ума вовне полностью становится управляемое вами. Неожиданно перед вами рассыпалась целая горсть жемчужин санскрита (древний язык, на котором написаны священные писания Индии). Вы можете увидеть единство современных попыток работы с сознанием с уже известными формами, существующими тысячелетия. И понять, что мое повествование о методах духовной практики и работы с сознанием имеет глубокие корни в человеческой культуре и лишено наносных религиозных заблуждений, требующих слепой веры.
Отправить комментарий