Истинная любовь – это всегда отказ. Отказ ради приобретения, отказ ради сохранения, отказ, в котором нет отречения. Мудрость вместе с любовью правят его действием.Еще немного, и мы подойдем к истинному значению ТАНТРЫ…
ТАНТРА – это мудрость. Только не путайте ее с умом.
Ум и мудрость очень близки, на первый взгляд, но это только при поверхностном рассмотрении. В уме главную роль играют чувства, то есть, обусловленность – изначально существующая отправная точка, от которой ум начинает свое движение.
Такой точки нет у мудрости. Она не привязана ни к чему конкретно, поэтому никогда не выносит субъективной оценки действия или явления. Мудрость объективна по своей природе. К ней не подходят оценки хорошо или плохо, прав или не прав. Она носит характер трансцендентности.
Мудрость подобна поведению ребенка: если он взял вещь, принадлежащую другому, – это еще не воровство. Мы не можем обвинить ребенка, ибо он еще не знает, что все вещи принадлежат кому-то. Когда ребенок приходит в этот мир, ему кажется, что весь мир принадлежит ему. Его поступки безгрешны в отличие от аналогичных поступков взрослых. Если малыш попирает вашу мораль, то он еще не знает, что так заведено у взрослых, что такие условия игры, называемой "социум". Если это же делает взрослый – он грешник, и совершенно другое, если это делает мудрец. Ребенок еще не знает, что он может быть наказан. Грешник знает, но делает, ибо чувства сильнее его разума. Мудрый вне той и другой категории – он не ребенок и не грешник, он за пределами этих категорий. Мудрость вне времени и пространства, хотя решает задачи текущих мгновений и судьбы бесконечной Вселенной.
И то, что обычному уму может показаться глупым, нелогичным, со временем окажется весьма мудрым. Ум кричит, бунтует: "Это неправильно! ", то есть, вне правил. Ведь правила устанавливает ум.
Мудрость может быть объективна и субъективна одновременно. Она не пользуется правилами, правила не для нее, но она их создает. Непосвященный человек тут же скажет: "Только что вы сказали, что это делает ум". Да, я специально употребил слово "устанавливает". Ум устанавливает, а мудрость создает. Скульптор создает скульптуру, ибо он чувствует пластику и возможности материала. А устанавливает ее ландшафтный архитектор, человек, который чувствует задачи интерьера. Скульптору не так важен факт, где будет установлено его произведение, он просто самовыражается. Так же поступает мудрость. Скульптор и архитектор – очень близкие понятия. Но, в отличие от скульптора, архитектор имеет дело с готовыми материалами, теми, куда уже приложена часть чьего-то труда, в то время как первый апеллирует естественными материалами, взятыми у Природы.
Получается парадокс. Мудрость сама создает правила, и сама же от них отрекается, она при необходимости может игнорировать то, что порождает? Да! Потому что она трансцендентна! Ее нет где-то конкретно, где мы привычно ищем свой ум. Ум может находиться в прошлом, будущем, но он никогда не может находиться одновременно в двух диаметрально противоположных полюсах. Это для него абсурд. Он не может считать поступок хорошим и плохим одновременно. Ум может "сойти с ума" от такой дилеммы. Для мудрости же это обычная вещь: "Добро и зло приемли равнодушно и не оспаривай глупца", "Нет худа без добра".
Мудрец перешагивает определенные правила, нормы… Почему то, что для всех закон, для него – условность? В чем его элитарность? Просто он уже вырос из этих "штанишек". Он нуждался в них, но сейчас они ему малы, мешают, сковывают его движения. Необходимы новые, но какое-то время при переодевании приходится "посверкать задом". Старое уже не устраивает, нового еще не приемлют. Но мудрость нельзя осудить… Она не ищет выгоды, как это делает ум, она ищет гармонии. Мудрость за победителя и за побежденного одновременно, и владеет еще и третьим – тантрической истиной Бытия. Она владеет мистическим ароматом запредельности, где ум останавливается и человек постигает "нечто" Божественным состоянием сопричастности с миром, где все лишь дополняет друг друга, где есть единство противоположностей. Она между плюсом и минусом, холодом и жарой, тьмой и светом. Мудрость всегда жива, мобильна и не имеет строгой фиксации во времени и пространстве.
Ум же перебежчик, его нет в центре, он всегда ищет контраст. Такова его природа. Для невежественного ума всегда нужны правила, они будут удерживать его "от падения в крайности".
Некоторые авторы трактатов, посвященных йоге, утверждают, что даже невежда может просветлеть, если у него вдруг поднимется кундалини. Это абсурд. Он просто сойдет с ума, его клеточки не выдержат, они не готовы. Разум еще не сформирован, а его ум не воспримет истин, идущих из глубины Вселенной.
Обезьяна знает, что нужно делать с зеркальцем, но она не знает, что ей делать с портретом Джоконды. Скорей всего она начнет на него злиться и, в конце концов, разорвет этот мировой шедевр в клочья. С зеркалом все ясно, там она не видит ничего нового, ничто ее не пугает. Для ума обезьяны все остается привычным. Из зеркала, как ей кажется, на нее глядит ее же собрат. Более того, повторяет все ее гримасы. Портрет Джоконды для нее загадочен. Там человек, который все время улыбается. Обезьяне хорошо – он улыбается; она хочет есть – портрет улыбается; она в гневе, бешенстве – портрет остается все в том же состоянии "внутренней улыбки". (В "Джоконде" Леонардо передал глубинные знания будущему человечеству. Это бесценный Дар гения веков. Но это отдельная тема для разговора.)
Ум не может существовать без правил. Ему нужны ограничения, иначе у него не будет точки опоры, и он почувствует себя неспокойно.
Ум, который может успокаиваться, способен приблизиться к мудрости. Для этого ему нужно перестать гримасничать перед зеркалом и попытаться проникнуть в суть изображения, увлекающего ум в колесо постоянных повторений.
Мы не можем "оседлать" горделивый ум, не накинув на него узду, не вникнув в его природу, но "объезженный и покоренный", он вынесет нас к роднику Вечных Знаний, открывающих тайны Бытия. Оттого так много у Просветленных дисциплин для ума, в которых не так ценится то, что он может достичь, а ценится способность отказаться.
Если цель – это стремена, то уздечка – отказ, и ТАНТРА посвящает нас в мистику этих явлений. Потому что отказ – это уже не действие, это совершенно обратное явление, но идти оно должно от чистоты сердца, без "показухи" и жертвенности, по велению Высочайшего Духовного Начала, к которому ум может подобраться устремлением, отточив свое мастерство до филигранности, но дальше идет путь через отказ. Не страдание и жертва – "Святой великомученик", а отказ с радостным трепетом встречи с Истиной, где рожденная мудрость ступень за ступенью поведет вас в Храм оккультных посвящений.
Мы всегда отождествляем себя с телом. Попробуйте для начала отказаться от него с одновременно полным осознанием его целесообразности и нужности при земном существовании. То есть, вы осознаете свое тело, вы любите его, но не отождествляете себя с ним. Тело – инструмент, скрипач – Дух. Но не держит же скрипач скрипку постоянно, он должен есть, спать. Если он отложил скрипку, она не утратила ценности для него, он не перестал любить ее, просто на время отложил ее в сторону, чтобы потом с еще большей нежностью прикоснуться к ее струнам.
Отложите тело, как скрипач откладывает скрипку. Не уподобляйтесь тем, кто начинает пренебрегать плотью своей. Плоть этого вам не простит. Она примет пренебрежение как измену Святому таинству одухотворения материи. Вы можете нанести ей смертельную рану, и оскорбленная, оставленная вашей любовью, она умрет в муках, приняв безропотно вашу волю как смертельный приговор.
"Отложите тело в сторону", пусть оно отдохнет, как и вы. В любви это сделать легко, тело не сопротивляется этому, оно принимает ваше решение, как невеста в пылкую брачную ночь на время разжимает объятья, чтобы дать жениху возможность отдохнуть и набраться сил. Она делает это с еще большей любовью, чем привлекает его к себе, ибо Истинная любовь – это всегда отказ. Отказ ради приобретения, отказ ради сохранения, отказ, в котором нет отречения, отказ, где ум побежден. Мудрость вместе с любовью правят его действием.
Позаботьтесь перед этим, чтобы телу было удобно. Сделайте брачное ложе желанным для супруги своей. Дайте телу перед этим небольшую нагрузку до легкого утомления, и в путь…
Очутитесь в кончике большого пальца правой ноги, если вы правша, в обратном случае, начинайте с левой ноги, и медленно двигаясь по стопе, оставляйте «свою любимую, разжимая объятия». При этом мышцы начнут теплеть и расслабляться. Мысленно погладьте каждую косточку, каждый суставчик своей ноги, окутывая их мягким покрывалом расслабления, уделяя особое внимание крупным суставам и мышцам. Пошлите им свою любовь. Проделайте это со второй ногой, бедрами, животом, руками. Вы оставляете любимую на брачном ложе. Обласкайте глазами все тело. Вы заметите, что расслабилось не только тело, но и сознание. Вскоре вы ощутите блаженство. "Остановись, мгновенье, – ты прекрасно!"
Наступает безмолвие. В ваших руках нет любимой, но никакого сожаления, есть чувство глубокого покоя, самодостаточности. В этот миг мы становимся зрелыми. Любовь достигает своего апогея, она уже никуда не стремится, цветок расцвел. Он долго готовился к этому. Для того чтобы расцвести, он взращивал свои корни, стебель, листья – все то, что должно было обеспечить его цветение. Теперь наступил расцвет, благоухание, но к нему не прийти без взращивания корней и стебля – это путь.
Ум должен взрастить себя, и в нем распустится благоуханный цветок мудрости. Но мудрость нельзя отделить от ума – это ее корни, как нельзя отделить цветок от его корней – переставая получать питание и живительную влагу, он тут же начнет вянуть. Ум питает мудрость. Одно без другого существовать не может. И те, кто предлагают отказаться от ума как от вредного явления, должны помнить, что это корни мудрости. Мы должны принять это целиком, без разделения, как части целого.
Пока мы вскапываем землю, сеем семена, выращивая цветы, – мы все еще не удовлетворены. Но когда сад расцвел, и можно наслаждаться плодами своего труда, мир как бы останавливается, прекращается движение, побуждающее нас все время быть в напряжении. Наступает расслабление, мы вдыхаем аромат цветов… И в это время ум умолкает.
Человек, достигший самореализации, перестает быть напряженным, его внутренняя пружина отпускается. Теперь в напряжении нет никакого смысла, иначе мы не воспримем красоту мира, проникающую в нашу суть через органы ощущения. Когда наши чувства расцветают, это уже не те чувства, которые делают нас рабами удовлетворения своей плоти. Это обновленные чувства, дающие ощутить аромат земного существования, – это наслаждение жизнью, это радость и восторг всем тем, с чем соприкасается ваше сознание. И те, кто считает тело греховным, несовершенным, изнуряя его в жестоких дисциплинах, еще далеки до просветления.
Итак, в ваших руках нет любимой, но никакого сожаления нет, есть чувство глубокого покоя. В этот миг вы прикоснулись к Вечности. Вас нет, ибо все уже свершилось. Ум остановлен и не видит никакого смысла в своем движении.
Это не финиш, это не отречение… Это не начало и не конец, это не победа и не поражение. Вы никуда не идете, поэтому вам некуда приходить.
Ощутите это, и вам откроется прелесть этой практики. Вы никому не сможете рассказать об этом. Это ваше таинство, за которым дорога в чудесную страну, именуемую ТАНТРА.
Таинство тантрических переживаний позволит ищущим соприкоснуться с этими состояниями при контакте с человеком, овладевшим техникой. И наверняка, пока вы читали эти строки, кое-что вам уже удалось, и это останется в вашем сознании как путеводитель для интуитивного нащупывания особенностей этой несложной техники.
Отправить комментарий